
Кареточный механизм (рис. 73) предназначен для создания заднему (ведущему) колесу вращения. Вал каретки устанавливается в сборочной единице (узле) каретки на шариковых подшипниках. Каждый подшипник состоит из конуса, выполненного как одно целое с валом каретки, набора шариков и чашек, имеющих на наружной поверхности резьбу, которой чашки ввернуты в узел каретки, также имеющий резьбу по всей внутренней поверхности. В правом по ходу велосипеда отверстии кареточной сборочной единицы (узла) левая резьба и, наоборот, в левом отверстии — N -^ Рис. 73. Кареточный механизм: • / — клин, 2 — шайба клина, 3 — гайка клипа, 4 — левый шатун, 5 — контргайка, 6 — левая чашка, 7 — шарикоподшипники, 8 — ось, 9 — правая чашка, 10 — правый шатун, // — ведущая зубчатка правая. Такое направление резьбы применяют с целью избежать самоотвертывание чашек. - Правая чашка имеет буртик, который упирается в торец каретки при сборке. На поверхности буртика сделаны две лыски под ключ. Левая чашка не имеет, буртика, но снабжена контргайкой в виде кольца с внутренней резьбой. Шатуны 4 и 10 — наиболее нагруженные и ответственные детали кареточного механизма. Шатун представляет собой рычаг, состоящий из стержня с большой и малой головками. Большая головка правого 10 шатуна имеет посадочное место для ведущей зубчатки 11. В боковой головке обоих шатунов просверлены отверстия для вала. С боковой стороны большой головки на расстоянии 8,5 мм от торца имеется отверстие диаметром 9,5 мм для клина /, который крепит шатун'на оси. В малой головке шатуна имеется отверстие с метрической резьбой М14 х 1,25 мм для оси педали (в правом шатуне нарезается' правая резьба, а в левом — левая). На одном конце оси педали нарезана резьба (М14 х 1,25 мм) для ввертыва84 ния в отверстие шатуна, а на другом — резьба для конуса (М7 х X 1 мм), которым регулируется зазор у шарикоподшипника. Резьба на оси правой педали (рис. 74) — правая, а на оси левой педали—левая. На этом же конце оси вдоль-резьбы имеется канавка, в которой помещается ус шайбы, устанавливаемой между торцом конуса и его контргайкой. У спортивных велосипедов ведомая зубчатка имеет механизм свободного хода — трещотку.
|